Обеспечение специальной одеждой не должно финансироваться по остаточному принципу

Обеспечение специальной одеждой не должно финансироваться по остаточному принципу

19.02.2015
Новости
Сбои в поставках средств индивидуальной защиты могут дорого обойтись и работникам, и работодателю.
В 2014 году затраты компании на улучшение условий труда и снижение производственного травматизма, в том числе на приобретение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ), составили 16,3 млрд руб. Аналогичная сумма была потрачена на эти цели и в 2013-м. Эффект от столь значительных расходов очевиден: год от года в ОАО «РЖД» снижается производственный травматизм. В частности, по итогам 2014-го снижение составило 23%.

Впрочем, хороша ложка к обеду, а сани лучше готовить летом. В отношении спецодежды и средств индивидуальной защиты это значит, что с наступлением холодов зимние комплекты должны получать все работники, которым они необходимы.

По данным Роспрофжела, на конец 2014 – начало 2015 года с обеспечением специальной одеждой и обувью на сети были проблемы. Где-то недопоставлено, где-то недофинансировано, где-то форма поизносилась, а с новой сказали подождать...

Критичная ситуация со спецодеждой сложилась осенью прошлого года в Забайкалье. Причина – недостаточное финансирование. Но к холодам проблему удалось решить.

«Своевременно проведённый анализ по обеспечению работников СИЗ позволил дирекциям аргументированно затребовать от центральных дирекций увеличения лимита финансирования на приобретение спецодежды, – говорит главный технический инспектор труда Роспрофжела Юрий Меламед. – На конец 2014 года работники на полигоне Забайкальской дороги зимней спецодеждой были обеспечены в полном объёме, хотя частично и с нарушением сроков. В целом обеспечение спецодеждой на 15 января 2015 года составило 102%».

«Да, в сентябре в Забайкальской дирекции со спецодеждой были проблемы, – подтверждает начальник службы охраны труда, промышленной безопасности и экологии Центральной дирекции инфраструктуры Андрей Морковников. – Но на конец 2014 года обеспеченность составила 105%. Сейчас на складах запасов спецодежды на 88 млн руб.».

По состоянию на середину января инспекторы труда Роспрофжела фиксировали сбои с обеспечением спецодеждой путейцев Приволжской дороги. В Центральной дирекции инфраструктуры ситуацию держат на контроле. «На первый квартал по Приволжской дирекции заявлена поставка спецодежды на 20 млн руб., уже отгружено на 6 млн, то есть 32%. Скоро будет поставлено и остальное», – говорит Андрей Морковников.

Не всё гладко было и на Восточно-Сибирской дороге. По данным дорожной профсоюзной организации, некоторые путейцы и вагонники не сразу получили новую спецодежду взамен той, у которой истёк срок носки. «Сейчас ситуация стабилизируется, – рассказал главный технический инспектор труда профсоюза на ВСЖД Геннадий Березовский. – Этим лично занимается руководство Центральной дирекции инфраструктуры, идёт поставка спецодежды за первый квартал и формируется запас».

В Центральной дирекции инфраструктуры нам подтвердили, что по квартальному плану на Восточно-Сибирскую уже поставили спецодежду более чем на 19,5 млн руб. (31% от квартального плана). Кроме того, у региональной дирекции есть запас на 27 млн руб.

Отдельный вопрос по Тверской дистанции пути. По информации отраслевого профсоюза, в III и IV кварталах прошлого года заявки на спецодежду и СИЗ не были выполнены полностью, а в начале 2015 года получена только треть от заявленного.

Как сообщили в Октябрьской дирекции инфраструктуры, потребность в специальной одежде, специальной обуви и других средствах индивидуальной защиты на 2015 год по Тверской дистанции пути составляет более 9 тыс. единиц на сумму 3,8 млн руб. На I квартал в план включена поставка спецодежды на 956 тыс. руб. и пока действительно привезли только треть – на 336 тыс.
«В течение квартала в соответствии с графиком поставок Росжелдорснаба спецодежда может поступать не один раз, – пояснил Андрей Морковников. – До 31 марта ожидается поставка как зимней, так и заранее летней спецодежды. В план 2015 года финансирование на спецодежду и СИЗ для Октябрьской дирекции инфраструктуры заложено в полном объёме в соответствии с фактической потребностью и сроками носки».

По данным Центральной дирекции инфраструктуры, затраты на спецодежду по всем дирекциям инфраструктуры запланированы в 2015 году в объёме свыше 2 млрд руб., а заявки на I квартал по всем регионам подтверждены в полном объёме.

В компании подчёркивают, что сохранение жизни и здоровья работников должно оставаться для руководителей подразделений бесспорным приоритетом. А значит, обеспечение потребности в специальной одежде, обуви и прочих СИЗ – задача первостепенная.
«Проверки, проводимые профсоюзом, и наши данные подтверждают, что не всегда защитные средства и спецодежда выдаются в полном объёме. Региональные дирекции нередко в этом случае ссылаются на нехватку финансирования. Но искусство руководителя – правильно распределить ресурсы, – говорит начальник департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Дмитрий Раенок. – Средства на охрану труда не должны выделяться по остаточному принципу. По закону мы обязаны создать для работника безопасные условия труда. Необеспечение спецодеждой – это штраф для компании в 130 тыс. руб. за каждое нарушение».

В департаменте отмечают, что совместные усилия руководителей предприятий и профсоюзов приносят свои плоды – по состоянию на середину февраля все дирекции подтвердили выделение средств на спецодежду и СИЗ в 2015 году в полном объёме.

Надежда Россихина